При Анне Иоанновне во дворце началась жизнь мрачная и скучная, которая совсем не устраивала любившую увеселения цесаревну. Положение Елизаветы осложнилось, поскольку императрица завидовала ее красоте и видела в ней опасную политическую соперницу. А главное, не знала императрица, что делать с Елизаветой. Выдать ее замуж никак не удавалось. Женихов Анна, скорей, не приваживала, а отваживала от Елизаветы Петровны. И каких женихов! Принцев Испанских, Португальских, Английских Все попытки придворных выдать Елизавету замуж и удалить от двора не увенчались успехом. Так и осталась она официально девицею В то же время Елизавета пользовалась большой симпатией жителей Петербурга, особенно гвардейских солдат и офицеров, видевших в ней наследницу Петра Великого. Как ни странно, фаворит Анны Эрнст Иоганн Бирон благоволил к Елизавете, и они неплохо ладили друг с другом. В обществе Елизавета показывалась редко, но все же являлась на балы и куртаги, и там по-прежнему блистала. Когда китайскому послу, первый раз приехавшему в Петербург в 1734 году, задали вопрос, кого он находит прелестнее всех женщин, он прямо указал на Елизавету.
После неожиданной смерти Петра II в 1730 году Елизавета по завещанию Екатерины I должна была наследовать престол, но Верховный тайный совет признал Елизавету незаконнорожденной и, отказав ей в праве на престолонаследие, пригласил Анну Иоанновну. С восшествием на престол властной и подозрительной Анны Иоанновны Елизавета лишилась положения при дворе. Она безвыездно жила в Александровской слободе и была очень далека от политической жизни. Она одной из первых присягнула Анне Иоанновне, хотя в душе понимала, что жить ей будет теперь не сладко. Елизавета проводила время в бесконечных балах, постоянно нуждаясь в деньгах. Полное равнодушие к политике и неспособность к интригам, при существовании к тому же за границей внука Петра II, принца Голштинского, спасли Елизавету от пострижения в монастырь и от брака с герцогом Саксен-Кобург-Мейнингенским, но столкновения между ней и императрицей Анной Иоанновной вспыхивали неоднократно. Различные дворцовые группировки всегда рассматривали Елизавету как реальную претендентку на царский трон. Невозможность вести вольную, веселую жизнь (содержание Елизаветы было установлено в 30 тысяч рублей в год, а раньше было 100 тысяч), боязнь насильного брака - все это способствовало ее желанию воспользоваться своим правом на престол.
Тем не менее, дружба Елизаветы и Петра II была очень тесной. Не обольщая своего племянника, Елизавета оторвала его от занятий и учебников. Будучи бесстрашной наездницей и неутомимой охотницей, она увлекала его с собой на далекие прогулки верхом и на охоту. Но первую любовь она познала не с ним. В том же 1727 году она серьезно увлеклась Александром Бутурлиным, который был частым гостем у царицы. Узнав об этом, Петр II в 1729 году отослал его на Украину. Преемником первому фавориту явился Семен Нарышкин, обергофмейстер двора. Отношения между ним и царевной были столь задушевными, что в Москве заговорили о возможном браке Нарышкина с Елизаветой. Но опять вмешался Петр II и отослал гофмейстера за границу. До самой смерти император ревниво не подпускал к тетке других мужчин. Когда прусский посол предложил устроить брак Елизаветы с брандербургским курфюрстом Карлом, Петр отказал, даже не посоветовавшись с царевной. Но и Елизавета не сильно тяготилась этой опекой. Третьим ее любовником стал красавец гренадер Шубин. Свидания с императором стали после этого нерегулярными, и вскоре их пути разошлись.
После кончины матери, императрицы Екатерины I (1727) заботы о замужестве Елизаветы совершенно прекратились. В утешение ей государственный деятель следующего царствования, Остерман, облюбовал другой план - выдать Елизавету за взошедшего на престол Петра II. Несмотря на то, что противниками этого брака были Меншиков и сама церковь, не допускавшими брака тетки с племянником, он вполне мог бы осуществиться. Под влиянием Остермана Петр влюбился в свою тетку, мечтал жениться на ней. Но Елизавета в жизни Петра II имела гораздо большее значение, чем он в ее. Петр был еще ребенком - ему шел тринадцатый год, и в глазах гораздо более зрелой Елизаветы, он едва ли мог казаться привлекательным. Елизавета тоже очень любила Петра, но только любовью тетки, старшей подруги, не более.
Планы относительно ее будущего замужества начали строиться едва ли не с рождения. Объявленная 28 декабря 1721 года, после принятия Петром I императорского титула, цесаревной, Елизавета стала центром разных дипломатических проектов. Петр думал выдать ее за Людовика XV. Но хотя все дипломаты присвоили ей звание самой красивой принцессы Европы, Версаль отказался сделать ее супругой "христианнейшего короля Людовика Пятнадцатого". Ведь Елизавета, как и ее сестра Анна, родилась до брака Петра и Екатерины. А кроме того, мать девочек была простой лифляндской прачкой. Так что с точки зрения знати, прав у Елизаветы не было не только что на французский, но и на российский престол. Весной 1725 года пришлось отказаться от мечты породниться с Бурбонами, и царевну начали сватать за второстепенных немецких князей. Екатерина I задумала устроить брак дочери с побочным сыном Августа II Морицем Саксонским. Он тоже не удался. Вскоре Елизавете пришлось, за неимением лучшего, согласиться на брак с епископом Любской епархии, принцем Голштинским Карлом-Августом, младшим братом правящего герцога. Партия эта была более чем скромная, но обстоятельства не допустили и этого брака. В июне 1727 года жених умер, так и не дойдя до алтаря.
Воспитание Елизаветы нельзя назвать особенно удачным, тем более что мать ее была совершенно безграмотная. Елизавета рано обучилась грамоте, учила французский язык, основы истории, географии. К 16 годам она уже знала французский, как свой родной, а также говорила по-немецки и по-итальянски, понимала шведский и финский языки. Во всем остальном обучение Елизаветы было мало обременительным, систематического образования она так никогда и не получила. Уже будучи императрицей, она очень удивилась, узнав, что "Великобритания есть остров". Время ее было заполнено верховой ездой, охотой, греблей и уходом за своей красотой.
Детство и юность Елизавета провела в подмосковных селах Преображенском и Измайловском, благодаря чему Москва и ее окрестности остались ей близкими на всю жизнь. Будучи только восьми лет от роду, принцесса Елизавета уже обращала на себя внимание своей красотой. В 1717 году обе дочери встречали Петра, возвращавшегося из-за границы, одетыми в испанские наряды. Тогда французский посол заметил, что младшая дочь государя казалась в этом наряде необыкновенно прекрасной. Все восхищались искусством Елизаветы в танцах. Кроме легкости в движениях, она отличалась и изобретательностью, беспрестанно выдумывая новые фигуры. Французский посланник Леви замечал тогда же, что Елизавета могла бы назваться совершенной красавицей, если бы у нее волосы не были рыжеваты.
Императрица Елизавета I (Елизавета Петровна Романова) родилась в подмосковном селе Коломенском 18 (29) декабря 1709 года. День этот был торжественным: Петр I въезжал в Москву после победы в битве под Полтавой. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую викторию, но при вступлении в столицу его известили о рождении дочери. "Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь", - сказал он. Петр нашел новорожденного младенца здоровым и на радостях устроил пир в честь дочери, а не военной победы, - известие о рождении дочери показалось ему важней. Елизавета была дочерью Петра I и и родилась до вступления родителей в церковный брак. У Петра была уже дочь от Екатерины - , но именно к маленькой "Лизаньке" воспылал царь особенно страстными отцовскими чувствами. И имя он ей дал редкое на Руси - Елизавета (тогда часто писалось "Елисавет"), и судьбу ей прочил особенную, мечтал, чтобы красавица дочь стала женой короля Франции. Уже 6 марта 1711 года внебрачная дочь Петра была официально признана и провозглашена царевной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий